Авторизация



Поделиться


Биология
Экология PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Биология - Биология
Автор: Hellhammer   
07.08.2010 16:50

Экология как наука об отношениях организмов с окружающей средой

 

1866 году Э. Геккель предложил термин «экология» для обозначения, согласно его заявлению, «единой науки о отношениях организмов к находящейся вокруг среде». Предыстория экологии восходит к трудам почти всех натуралистов и географов XVIII - XIX вв. Для становления экологии в Рф великое значение имели работы К.Ф. Рулье (1852) и Н.А. Северцова (1855). В конце XIX - начале XX в. изыскатели направляли основное внимание на то, как отдельные причины, в основном климатические, оказывают большое влияние на распространение и динамику организмов. В тоже время складывается представление о обществах (биоценозах) как о нескольких целостных совокупностях взаимосвязанных организмов. Бурное становление экологии стартовало в 20-30-е годы XX века, как скоро были сформулированы главные задачки исследования популяций и сообществ (Ч. Элтон), предложены математические модели подъема количества популяций и их взаимодействия (В. Вольтерра, А. Лотка), проведены лабораторные опыты по проверке данных моделей (Г.Ф. Гаузе). Представление о ансамблях организмов, взаимосвязанных друг от друга и с находящейся вокруг неживой средой, отыскало своё отражение и в выходе в свет этих понятий, как «экосистема» (Сукачёв В.Н., 1940).

Именно в данный момент экологию характеризуют как науку о отношениях организмов друг от друга и с находящейся вокруг средой, или как науку о организации и функционировании надорганизменных систем разных значений: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем), биосферы. Главные основы постройки и функционирования надорганизменных систем разных значений исследует общественная экология, в какой выделяют ряд разделов.

Популяционная экология - исследует единые закономерности динамики количестве и текстуры популяций, и еще взаимодействия меж популяциями (конкурентная борьба, хищничество) всевозможных видов.

Экология сообществ (биоценология) - исследует текстуру и функционирование сообществ (биоценозов), проявляющихся для начала как биотический круговорот препаратов и трансформация энергии в цепях кормления.

Приватная экология - исследует весь ансамбль отношений со средой организмов какой-нибудь точной таксономической категории (экология млекопитающих, экология грызунов и т.п.).

Эволюционная экология - исследует закономерности исторического развития и конфигурации отношений организмов друг от друга и с находящейся вокруг средой.

Экология жителя нашей планеты, либо соц экология, - сложилась в 70-х гг. XX века как раздел экологии, изучающий взаимодействие человеческого общества и находящейся вокруг среды.

Сегодня связанным с внезапными негативными результатами действия жителя нашей планеты на биосферу («экологический упадок») и внезапным возрастанием фактического ценности экологии случается «экологизация» множества натуральных наук, также философии и социологии. Экологический расклад делается достаточным во время выяснения производственных, технологических, демографических и прочих задач.

 

Обновлено 12.03.2012 19:43
Подробнее...
 
Расы и видовое единство человечества PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 
Биология - Биология
Автор: Hellhammer   
07.08.2010 16:49

Расы и видовое единство человечества

Расы - это систематические подразделения внутри вида Homo sapiens. Каждая раса характеризуется совокупностью наследственно обусловленных признаков (цвет, кожи, глаз, волос, рост, особенности мягких частей лица, черепа и др.). Расы человека начали формироваться, как полагают, в эпоху позднего палеолита (около 30-40 тыс. лет тому назад). Тогда многие расовые признаки имели адаптивное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определённой географической среды. Например, у представителей экваториальной расы тёмная окраска кожи возникла как защита от обжигающего действия ультрафиолетовых лучей, удлинённый тип пропорций тела, полезный для теплорегуляции в жарком климате, сформировался, вероятно, как способ увеличения поверхности тела по отношению к его объёму.

Формирование части расовых признаков происходило под действием естественного отбора. Некоторые признаки, входящие в расовый комплекс, могли появиться в силу коррелятивной изменчивости. Так, главную роль в развитии уплощённости лица монголоидов играли, по-видимому, первичные изменения жевательного аппарата и общей конструкции лицевого скелета.

Подразделение на расы свидетельствует о том, что Человек разумный (Homo sapiens) - это резко политипический вид, включающий три «большие» расы людей: австрало-негроидную (экваториальную); европеоидную (евразийскую); монголоидную (азиатско-американскую). Нередко выделяют 5 больших рас: негроидную, австралоидную, европеоидную, монголоидную, американскую.Внутри каждой из больших рас выделяют малые расы или подрасы. Так, внутри австрало-негроидной (экваториальной) расы такими являются негрская, негрилльская, бушменская, австралийская и др., внутри европеоидной расы - атланто-балтийская, индо-средиземноморская, среднеевропейская и др. малые расы, внутри монголоидной расы - североазиатская, южноазиатская, арктическая и др. малые расы.

У австрало-негроидов - тёмные кожные покровы, курчавые шерстистые или волнистые волосы, толстые губы, широкий маловыступающий нос, отличающийся поперечным расположением ноздрей. Европеоиды имеют светлую или смуглую кожу, прямые или волнистые волосы, развитый волосяной покров на лице, узкий выступающий нос, тонкие губы. Монголоиды отличаются светлой или смуглой кожей, прямыми, нередко жёсткими волосами, уплощённым лицом с выступающими скулами, косым разрезом глаз, выраженным «третьим веком» (эпикантом), средними показателями ширины носа и губ. Представители разных рас различаются также некоторыми физиологическими и биохимическими признаками: основной обмен веществ у негров и у большей части других народов экваториальной зоны ниже, чем у европейцев. Ниже у первых и содержание холестерина в плазме крови.На основании биохимических и антропологических данных учёные полагают, что первоначально выделились из общего сапиентного ствола (Homo sapiens) монголоидная и европеоидно-негроидная расы. Из последних выделились европеоидная и австрало-негроидная расы. Такое формирование рас происходило на стадии перехода от палеоантропов к неоантропам.>Особо следует отметить, что все расы человека принадлежат к одному виду - Homo sapiens. Это доказывается рождением плодовитого и полноценного потомства в браках между представителями различных рас. Видовое единство людей основывается на трёх главных признаках: 1) выпрямленное положение тела; 2) хватательный тип верхних конечностей; 3) развитая речевая функция и отвлечённое мышление. Все расы абсолютно равноценны в биологическом и психическом отношении и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Представители всех человеческих рас в одинаковой степени способны к достижению самых больших высот в развитии культуры и цивилизации. Поэтому любые расистские взгляды противоречат данным современной науки.Расы человека не следует смешивать с понятиями «нация», «народ», «языковая группа». Разные расы могут входить в состав одной нации, а одни и те же расы - в состав разных наций.



Биологическое наследство человека, его значение в определении здоровья людей. Критика положений биологизаторских концепций природы человека и факторов развития человечества

Современный человек является обитателем как естественной, так и культурной среды, и рассматривается как продукт эволюционного процесса и социогенеза (процесса формирования общества). Поэтому современный человек имеет двойственную биосоциальную природу. Материалистическая теория развития диалектически объясняет взаимоотношение биологического и социального в становлении человека как включение более высокой формой развития материи (социальной) более низких форм, в том числе биологической. Этим объясняется наличие в человеке биологического наследства в виде физико-химических, клеточных и системных механизмов жизнедеятельности и развития. Эти механизмы являются результатом длительной эволюции на продолжительном этапе филогенеза животного мира, который венчает становление семейства гоминид. Поэтому физические, химические процессы, процессы, протекающие в клетках, тканях, процессы жизнедеятельности органов и систем органов в ряду животных (особенно позвоночных и высших позвоночных) характеризуются фундаментальным сходством. У млекопитающих и особенно гоминид они достигли максимальной степени сложности на основе высокой степени диффе-ренцированности и интегрированности структур организма.

Эти процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма, характеризуются рядом объективных закономерностей, обеспечивающих жизнедеятельность в рамках определённых параметров. Любой сдвиг процесса в ту или иную сторону в силу сложной системы корреляций чреват развитием цепи изменений (нарушений) процессов жизнедеятельности тканей и может привести к патологии. Диагностика заболеваний, их лечение и профилактика немыслимы без глубокого знания закономерностей и механизмов жизнедеятельности на уровне клеток, тканей, органов, систем органов и целостного организма человека, знания закономерностей наследственности и изменчивости, приспособляемости (адаптированности) к условиям среды. Началом многих патологических процессов является снижение уровня приспособляемости к условиям внешней и внутренней среды на всех иерархических уровнях, проявляющееся в дезадаптации (на молекулярном, биохимическом, клеточном уровнях), затем предпатологии, которые не определяются ещё клинически.

Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют биологическое наследство людей. Каждый крупный успех в познании фундаментальных законов жизни сказывался на состоянии медицины, приводил к изменению оценок существа и механизмов развития патологических процессов, пересмотру принципов и практики лечебной и профилактической медицины. Так, успехи генетики стимулировали исследования генетики человека и привели к появлению нового раздела патологии - наследственные заболевания, созданию медико-генетических консультаций.

Научный подход к оценке биосоциальной природы человека считает недопустимым распространение действия биологических закономерностей на социальную сферу жизни современных людей, как это делают представители социал-дарвинизма и антропосоциологии. Социал-дарвинизм - идейное течение в буржуазной социологии, возникшее в конце XIX - начале XX века и объясняющее причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора. Он берёт начало от трудов Г. Спенсера. Социал-дарвинизм разнороден, но все его проявления характеризуются биологизацией общественных процессов, стремлением видеть в естественном отборе движущую силу общественного развития. Социал-дарвинизм и антропосоциология составили идейную основу расизма и фашизма.

Подновлённый социал-дарвинизм получил название неомальтузианства. Сторонники его вслед за Мальтусом (реакционным социологом, выступившим с теорией народонаселения) стремились оправдать все пороки капиталистического общества перенаселением. Причину мнимого перенаселения неомальтузианцы видели в «излишне низкой смертности», ответственность за которую возлагали на медицину. Сторонники неомальтузианства видят спасение человечества в новых войнах, эпидемиях, высокой детской смертности, насильственной стерилизации и пр. В канун Второй мировой войны идеи неомальтузианцев использовались фашизмом в качестве идеологического оружия. В послевоенные годы эти идеи находили поддержку в реакционных кругах США. Абсолютизация биологической природы человека популярна и в настоящее время, чему способствовали развитие молекулярной биологии и генетики, открывшие перед медициной перспективу генетической инженерии, возможности целенаправленно изменять наследственную информацию человека.

Материалистическая теория развития диалектически объясняет взаимоотношение биологического и социального в человеке, утверждая, что высшая форма движения материи (социальная) является качественно новой, несводимой к механической сумме низших форм. Социальная форма движения материи хоть и была порождена биологической в ходе её развития, тем не менее не может быть сведена к ней из-за своих специфических закономерностей.

Перспективы человечества

Все имевшие место ранее эволюционные кризисы в отношениях между природой и обществом разрешались очередным увеличением дистанции между ними. Соответственно, исторически сменявшие друг друга типы цивилизации последовательно удаляли человека от естественного состояния. Присваивающее хозяйство палеолита (охота, собирательство) естественнее производящего земледелия, скотоводство естественнее промышленности, а индустриальное производство естественнее информационного (рис. 175). Сказанное относится, конечно, не только к способам хозяйствования, но и ко всей системе нашего бытия. Таким образом, отношение людей к миру всё более опосредовалось усложнявшимися материальными технологиями, организационными связями, мыслительными процедурами и становилось всё более «искусственным».

Согласно расчётам, выполненным под руководством академика К. Кондратьева, предельно допустимая величина антропогенных возмущений не должна превышать 1% от полной производительности биосферы Земли. Между тем в настоящее время эта величина достигла уже 10%, что свидетельствует об острейшем экологическом кризисе, стремительно приближающем экологическую катастрофу и гибель биосферы..

Есть основания полагать, что первые шаги в этом направлении уже сделаны отечественными и зарубежными «компетентными органами». Если что-то подобное произойдёт, то самые мрачные события 30-х годов в нашей стране и в фашистской Германии покажутся потомкам бледной тенью по сравнению с новой зловещей реальностью. Поэтому крайне важно с самого начала не допустить, чтобы на обсуждение этой проблемы был наложен гриф секретности.

По мнению доктора философских наук А.П. Назаретина, XXI век, вероятнее всего, станет последним веком собственно человеческой истории, то есть стадии универсальной эволюции, определяющим субъектом которой является человек. Попробуем представить три наиболее возможных сценария дальнейшего развития человечества.

Первый сценарий - замыкание планетарного эволюционного цикла (физическое самоуничтожение). Он может осуществиться по целому ряду конкретных вариантов: тотальный ядерный конфликт, глобальная экологическая катастрофа, глобальная инфекционная катастрофа, генетическое вырождение человечества. Сегодня наступление негативных тенденций настолько опережает созревание позитивных, что некоторые серьёзные исследователи считают иллюзорной надежду на выживание планетарной цивилизации в горниле XXI века.

Второй сценарий заключается в возврате цивилизации к доиндуст-риальным формам существования на фоне религиозного ренессанса. Это предполагает затяжную войну, в которую были бы так или иначе вовлечены едва ли не все регионы планеты. В такой войне от оружия, голода, эпидемий население Земли сократилось бы не менее чем на 90%. Последнее неизбежно ещё и потому, что доиндустриальное хозяйство не способно прокормить большее число людей.

Наконец, третий сценарий, наиболее привлекательный, но тоже очень далёкий от идиллии. Это сценарий «прогрессивный», и как таковой он в концентрированном виде воплощает все пороки прогрессивного развития человечества. Третий сценарий - ноосферизация человеческой деятельности предложен В. И. Вернадским. Одно из его преимуществ состоит в сведении к минимуму опасных воздействий на человека. Основная функция ноосферы состоит в творческой адаптирующей деятельности.

Иначе обстоит дело с автоэволюцией человека, о неизбежности которой (в рамках сценария ноосферизации) предупреждал сам В.И. Вернадский. Автоэволюцией управляет сам человек. К.И. Циолковский и В.И. Вернадский считали, что это обязательно, и рассматривали биологический вид «Человек разумный» лишь как промежуточное звено в длинной чреде разумных существ, умеющих научно организовывать самосовершенствование. В.И. Вернадский, в частности, сформулировал проблему автотрофности - перехода человека к потреблению синтетической пищи и энергии непосредственно от Солнца без посредства других организмов. Для осуществления последнего история, скорее всего, уже не оставила современному Homo sapiens необходимого времени.

Наиболее опасные последствия для человечества может иметь медленное повреждение иммунной системы. До недавнего времени высокая смертность среди младенцев и детей была обусловлена главным образом инфекционными заболеваниями. Сложная система обнаружения и уничтожения инфекционных агентов эволюционировала под влиянием сильного отбора. Известно множество генетических дефектов, которые снижают эффективность иммунной системы. Раньше такие дефекты приводили к смерти индивидов от инфекций; теперь при наличии мощной антибактериальной терапии многие из них выживают и дают потомство. В результате на протяжении ряда поколений может иметь место функциональная деградация иммунной системы и связанные с ней неблагоприятные последствия в виде снижения устойчивости к инфекционным воздействиям и возможное возрастание частоты новообразований.

Современное постиндустриальное общество обеспечивает возможности для выживания и размножения индивидов с маргинальным поведением, а также со слабой степенью умственной отсталости, генетическая обусловленность которых в настоящее время признаётся большинством учёных. В недалеком будущем указанная тенденция может иметь весьма негативное влияние на течение социального, культурного и научного прогресса даже в наиболее развитых странах мира. Сколькими десятилетиями располагает человечество, чтобы выработать и осуществить в глобальном масштабе рациональную стратегию выживания? Вероятнее всего, лишь несколькими.

Источник вдохновения любой женщины выглядеть стильно — это женские журналы мод. Источник вдохновения модельера это женщина.

 

Обновлено 12.03.2012 19:44
 
Современные гипотезы происхождения человека: Тарзиальная гипотеза PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 12
ХудшийЛучший 
Биология - Биология
Автор: Hellhammer   
07.08.2010 16:46

Современные гипотезы происхождения человека

Тарзиальная гипотеза

Указанные в предыдущем разделе «узкие места» («белые пятна») проблемы антропогенеза способствовали появлению на протяжении XX века ряда принципиально иных гипотез о происхождении человека.

Тарзиальная гипотеза, изложенная английским биологом Ф. Вудом Джонсом (1929), заключается в замене положения о развитии человека из ископаемых человекообразных приматов идеей о его происхождении от других приматов, в частности, от древнетропического долгопята . Единственными представителями последних являются маленькие долгопяты, живущие в глухих тропических лесах на островах Индо-Малайской области и составляющие характеристический элемент местной фауны. По внешнему виду они напоминают тушканчиков: у них огромные глаза, типичные для ночного животного, очень длинные задние и очень короткие передние конечности, а также длинный хвост, который служит им не только рулём и противовесом при ловких прыжках с ветки на ветку, но и опорой при сидении. Передвигается долгопят в более или менее вертикальном положении с помощью задних конечностей. Пяточная и ладьевидная кости стопы у него очень длинные, откуда и название долгопят, или тарзит.

В обосновании гипотезы Ф. Вуд Джонс указывает на тот факт, что пропорции тела у человека отличны от всех человекообразных обезьян и более сходны с пропорциями тела долгопята, а также выделяет некоторые особенности волосяного покрова, укороченность лицевого отдела черепа, особенности формы и строения наружных половых органов у самки и другие черты видимого сходства человека с долгопятом. Гипотеза Вуда Джонса встретила резкую критику отечественных и зарубежных авторов. Её несостоятельность аргументировалась в первую очередь тем, что долгопяты не являются общественными животными: они встречаются поодиночке или парами и никогда не живут стадами. Существенные возражения, которые вызывает тарзиальная гипотеза антропогенеза Вуда Джонса, её явное несоответствие многочисленным фактам сравнительной анатомии, приматологии, палеонтологии и антропологии указывают на недостаточную обоснованность этой гипотезы.

Обновлено 12.03.2012 19:46
Подробнее...
 
«Белые пятна» проблемы антропогенеза PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Биология - Биология
Автор: Hellhammer   
07.08.2010 16:45

«Белые пятна» проблемы антропогенеза

Рецепты блюд из мяса можно придумать самим, но лучше воспользоваться кулинарной книгой или просторами интернета. Рецепты блюд из мяса: самый простой это взять мякоть свинины,разрезать на куски,обжарить на сковородке с луком

Несмотря на кажущуюся на первый взгляд достаточность приведённых выше фактов и убедительность их объяснений, в проблеме происхождения человека сохраняется ряд «узких» мест, своего рода «белых пятен». Рассмотрим основные из них.

1. Как возник, в частности, бипедализм (двуногость)? Человек разумный - единственное двуногое существо в классе Млекопитающих. Почему предки человека выбрали столь странный двуногий способ передвижения, хотя четвероногий ход более лёгок, быстр и с успехом используется всеми современными наземными узконосыми обезьянами? Переход от четвероногого хождения к двуногому представлял собой очень сложный процесс перестройки многих систем органов, потребовавший 5-7 млн лет эволюционных преобразований. При этом «болезненных» преобразований, в ходе которых десятки, если не сотни видов были «принесены в жертву» перестроечному процессу под жёстким давлением естественного отбора, «пощадившим» только предков и ближайших родственников современного Homo sapiens.

Обитавший в саванне Восточной Африки около 3 млн лет назад афарский австралопитек передвигался только выпрямившись и не обладал каким-либо другим способом локомоции. Вместе с тем он не изготовлял орудий труда. Тем более этим качеством не обладали его предки, вставшие на путь формирования двуногости 8-10 млн. лет тому назад. Если они использовали и переносили камни или палки, то могли обходиться без двуногости, как это делают современные обезьяны, зажимая камень пальцами грудной конечности и опираясь на тыльную сторону фаланг пальцев или пястных костей. Следовательно, человек не стал двуногим, а произошёл от двуногого животного. Условия и причины развития двуногости у животных не нашли исчерпывающих объяснений до настоящего времени.Можно полагать, что у предков австралопитека, осваивавших открытые пространства саванн, появилась потребность переносить в руках что-то объёмное и важное, которое нельзя было бросить или оставить. По мнению ряда биологов, это могли быть детёныши. Известно о трудности для обезьяны, связанной с переносом детёнышей при передвижении по земле. Самка может его либо везти на закорках, либо, прижав одной рукой к груди, передвигаться на трёх конечностях. При паническом бегстве ей не унести больше одного ребёнка. Двуногая самка может бежать, прижимая к себе двух детёнышей. Для выживания сообщества (популяции) такое приспособление могло иметь крайне важное значение. Последнее возрастало по мере усиления пресса хищников, обрушившегося на популяции приматов, которые осваивали саванны, где трудно, в отличие от густых крон тропических лесов, найти укрытие. Однако подобное обоснование развития двуногости может рассматриваться в лучшем варианте как рабочая гипотеза, требующая дальнейшей разработки.

2. Почему у человека произошло укорочение и столь существенное ослабление передних конечностей? Ведь сильные руки дают явные преимущества в охоте, а также в труде, особенно с примитивными орудиями . Что способствовало сохранению несовершенной с точки зрения биомеханики бипедальной конструкции скелетно-мышечной системы только у современного человека? При опасности птицы взмывают в воздух, копытные убегают, обезьяны укрываются на деревьях. Как спасались от хищников полувыпрямленные, медленно передвигающиеся на двух ногах животные предки человека, не использовавшие, кроме жалких палок и камней, каких-либо орудий самозащиты? М.Ф. Нестурх и Б.Ф. Поршнев откровенно признаются, что не в силах представить себе это спасение, а последний предполагает прямо фантастическое спасение с помощью «интердикции» (знакового общения с хищниками) или посредством «гипнотизирующего» взгляда.

3. Чем было вызвано «молниеносное» по эволюционным меркам увеличение объёма мозга более чем в 2 раза за 1,5-2,0 млн лет?

Попытки аргументировать такое изменение мозга усложнением трудовых операций и применяемых орудий труда не выдерживают ника

кой критики: неандерталец, отличавшийся большим, чем у современного человека, объёмом мозга (1450 см3 против 1350 см3), изготавливал и применял те же примитивные орудия галечной культуры, что и представители Homo labilis с объёмом мозга, не превышавшим 700 см3. Исключается также рассмотрение сложности коллективных трудовых действий, например, коллективной охоты как фактора, обусловившего усложнение организации головного мозга: архантропы и палеоантропы использовали мясо трупов животных. Об этом убедительно свидетельствуют результаты современных трассологических исследований найденных на соответствующих стоянках гоминид костей: мясо отделялось от костей не свежим, а полусгнившим. Возможность применять каменные орудия для разделки толстокожих трупов могла позволить гоминидам занять нишу таких «специалистов» по трупам среди животных-собирателей даже при условии острейшей конкуренции за обнаружение трупа в африканской саванне и последующее завладение им.

4. Как и при каких условиях возникла и совершенствовалась речь, составляющая основу абстрактного мышления и сознания человека? Животные успешно используют разнообразие звуков (возгласы, междометия и т.п.), чтобы приветствовать или ругать друг друга, выражать недовольство или радость, сигнализировать о простых действиях, воспитывать и обучать потомство и т.п. Звуки при этом произносятся на вдохе. Каким образом на основе этих звуков могла сформироваться членораздельная речь человека с произнесением слов на выдохе? Переходных (промежуточных) вариантов история пока не представила. Современные пастухи-аборигены Центральной Австралии, уподобляясь питомцам опекаемого стада, произносят подобно им громкие возгласы на вдохе.

5. Какова природа абстрактного мышления и сознания современного человека? Специалисты по нейрофизиологии и психологии всё ещё не пришли к окончательным выводам, каким образом такие невещественные

феномены, как сознание и психика, связаны с мозгом. Функционирование психики на атомно-молекулярном уровне связано с нейронной сетью головного мозга. Однако на вопрос, можно ли рассмотреть человеческий интеллект как всего лишь обретшее самостоятельность свойство электрической и прочей активности мозга, ответа пока нет.





Обновлено 13.03.2012 16:54
 
Социальные факторы антропогенеза PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 11
ХудшийЛучший 
Биология - Биология
Автор: Hellhammer   
07.08.2010 16:45

Социальные факторы антропогенеза

Основными социальными факторами антропогенеза являются следующие.

1. Трудовая деятельность. Определяющими моментами для нее явилось предварительное мысленное «конструирование» орудия труда и осознанная последующая обработка естественных предметов для определенной цели. Изготовление орудия труда привело к появлению в природе артефактов (ксенобиотиков) - чуждых биосфере и природе в целом вещей. Вместе с тем появление ксенобиотиков (орудий и результатов труда) положило начало созданию материальной и духовной культуры, ознаменовавшему появление второй (социально-наследуемой) программы развития человека.

2. Совместная (коллективная) трудовая деятельность, которая обусловливала совершенствование сигнальных систем, развитие речи и отвлеченного (абстрактного) мышления.

3. Расселение людей и вступление их во все усложняющиеся общественные отношени

Обновлено 12.03.2012 19:51
Подробнее...
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 6 из 29