Авторизация

Исследования вирусо-генетической природы рака PDF Печать E-mail
Автор: Hellhammer
05.03.2012 11:55

Исследования вирусо-генетической природы рака

Исследователи открывали все новые и новые вирусы, разрабатывали системы, где отношения вирус — клетка были доступны прямому экспериментальному анализу. Так, американские ученые Рубин, Вогт, Дальбекко установили, что опухолевую трансформацию можно получить в культуре клеток, находящихся в пробирке (т. е. вне организма).Анализ крови позволял определить наличие в плазме крови антител к онковирусам, а также маркеры опухолевых клеток.
Исследования в лаборатории Дальбекко и в лаборатории Зильбера принесли первые подтверждения вирусо-генетической теории: вирус трансформировал клетки в культуре, после чего исчезал. Но надо было еще доказать, что его наследственный аппарат (геном) остается в клетке. Через год было доказано и это. Вирус исчезал, но опухолевая клетка продолжала синтезировать белки (антигены), информация для которых содержалась в вирусе. Значит, геном вируса оставался в клетке? И не только оставался, но и функционировал в ней? Прошло немного лет, и для одной группы опухолевых вирусов была прямыми опытами блестяще доказана справедливость всех положений вирусо-генетн-ческой теории Зильбера. К сожалению, сам Л. А. Зильбер умер накануне полного торжества своей теории.
Самым уязвимым местом теории, вернее, ее универсальности, была трудность применения ее к РНКсодержащим опухолеродным вирусам. Если интеграция геномов вируса и клетки для ДНКсодержащих вирусов не вызывала принципиальных возражений (так как оба генома были представлены ДНК), то интеграция ДНК и РНК в единую молекулу и их совместное функционирование представлялись невозможными. Для того чтобы объяснить, как РНКсодержащне вирусы объединяются с наследственным аппаратом, необходимо было допустить образование вначале ДНК-овых копий РНК вируса с последующим встраиванием этих копии в хромосому хозяина. А это трескало, в свою очередь, допущения принципиально нового пути передачи информации с РНК на ДНК, что никогда ранее отмечено не было и представлялось маловероятным. Тем не менее все этапы этого процесса были обнаружены и доказаны уже к 1970 г., что и явилось кардинальным открытием в вирусологии и молекулярной биологии последних лет.
Еще в 1957 г. Л. А. Зильбером, И. Н. Крюковой и одновременно Г. Я. Свет-Молдавским и А. С. Скориковой было установлено, что вирус куриной саркомы может вызывать опухоли не только у кур, но и у млекопитающих. Но самое интересное, что опухоли млекопитающих, вызванные куриным РНКсодержащим вирусом, не выделяли вирус, но продолжали синтезировать один из белков (антигенов) вируса. Это было прямым указанием на то, что и в этой системе происходит интеграция геномов вируса и клетки. Вскоре из опухолей хомячков и крыс, вызванных куриным вирусом, удалось выделить полный инфекционный вирус, что явилось окончательным доказательством сохранения и воспроизведения вирусного генома в этих опухолях.
Сейчас вирусо-генетическая теория полностью подтверждена для всех групп опухолеродных вирусов. Она является научной основой вирусологии рака.
Одновременно вирусо-генетическая теория вышла на новый уровень, стала еще более общей в связи с открытием так называемых эндогенных вирусов, близких к опухолеродным, геном которых находится в геноме нормальных клеток.